Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников является организация и проведение внеклассной работы по повышению двигательной активности школьников. Составной частью этой работы является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа.
Ее задачи:
· Привлечение школьников к систематическим занятиям Физической культуры и спорта;
· Закрепление совершенствование умений и навыков учащихся полученных ими на уроках физкультуры;
· Развитие творческой инициативы и организаторской способности.
Одной из форм внеклассной спортивной и физкультурно-оздоровительной работы является спортивная секция, которая функционирует поурочному типу: определенные цели, задачи, структура, методы и методика, средства относительно постоянный и однородный контингент занимающихся. Секции могут быть по различным видам спорта, но хотелось бы остановиться на игровых видах спорта ( баскетбол, волейбол). Как известно, для школьников значительный интерес представляют спортивные игры, обладающие развивающими, оздоровительным и тренировочным эффектом.
В спортивных играх можно определить три стороны воздействия на занимающихся – моторная, психическая и социальная.
Секционные занятия, имеющие большую продолжительность, чем урок, меньше состав занимающихся, узкий круг решаемых задач, позволяют целенаправленно применять методы словесного и наглядного воздействия, практические методы обучения для формирования техники движения и воспитания физических качеств, обеспечивающих успех ребенка в изучении данного вида спорта, укрепляя жизненно важные системы организма.
Спортивные игры способствуют развитию творческих способностей, воображения, самостоятельности действия, выработки умения выполнять правила игры. Игры содействую воспитанию коллективизма, силы воли, стремления к победе, решительности, развивают игровое мышление.
Таким образом, спортивные игры дают возможность учащимся воспитывать умения, взаимодействовать с партнерами, координировать действия и поддерживать единства между членами группы, выполнять правила и подчиняться.
Главная цель спортивной секции – повышение общего уровня здоровья. Стратегическими задачами являются: повышение спортивного мастерства, подготовка сборных команд школы для выступления к соревнованиям различного уровня.
Непосредственно руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
· Самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
· Несет ответственность за безопасность занимающихся;
· Проводит селекцию (может отказать ученику в занятиях в секции);
· Назначает дату и время тренировок (при согласовании с администрацией школы);
· Принимает решения об участии или не участии в каком-либо соревновании или турнире;
· Несет ответственность за результат подопечных в соревнованиях перед лицом администрации.
Занятия в секции требуют у занимающихся мобилизации двигательных и морально-волевых качеств. Педагогу, необходимо знать и рационально использовать общие и специфические принципы обучения, а также умело их применять на практике.
«Не навреди!» - гласит первая заповедь тренера-воспитателя. Чтобы успешно решать задачи эффективного выступления школьных команд на соревнованиях различного уровня необходимо чтобы из занятия к занятию ученикам предлагалось достаточная нагрузка которая с одной стороны несла бы аккумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния, пола и контингента занимающихся, а также от решения задач, на которые направленно система тренировок в отдельно взятых школах.
По моему мнению, чтобы команда школы успешно выступала на соревнованиях и показывала стабильные результаты (игровые виды спорта), прежде всего, необходимо строго соблюдать правила контроля и руководство спортивной секцией, а именно:
· Главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера, а также согласие врача на занятии в секции.
· Контроль за эффектом нагрузок индивидуальны для каждого учащегося. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления и др.
· Проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок.
· Контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и , опять же, соответствие планирования и итогов тренировок.
· Важно помнить, что естественно средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания и подготовки команд, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом, проветренном зале.
· Проводится контроль знаний теоретического характера ( тактическо-командных действий, правил игры), а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры.
· И естественно, для успешного решения задач спортивной направленности решает наличие материально-технической базы необходимой для полноценной подготовки команд.
Естественно, каждый педагог (тренер) применяет собственные методики и средства подготовки команд школы для успешного выступления в различных состязаниях. Но по моемы мнению выше изложенные принципы являются для всех основными.
Известно, что игра развивает наблюдательность, имение владеть собой, подчиняться правилам. Все это нужно человеку в его будущей жизни. Для того, чтоб быть принятым обществом и стать его активными членами, учащиеся должны уметь адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, проявлять доброжелательность по отношению к окружающим (спортивная этика, положительное отношение к соперникам, толерантность), они должны научиться контролировать свои потребности и проявление чувств. Мы знаем, что спортивные игры стимулируют формирование способности к лидерству, развитию самоконтроля. Игровая деятельность способствует формированию «эмоционального развития личности».
Игра выступает своеобразным этапом в развитии человека, изменения его социальных позиций, ролей в обществе и изменений в статусе, то есть становления личности.
|