Вторник, 23.04.2024, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
история [1]
из опыта работы учителя истории
информатизация [2]
методика использования ИКТ-технологий
Физика [1]
уроки, проекты, методика
Физкультура [1]
урок, проекты, методика
русский язык [3]
диагностические работы, уроки
информатика [1]
уроки, планы
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Официальный сайт МОУ СОШ №1 ст. Курской
Главная » Файлы » Опыт работы » история

Организация исследовательской деятельности на уроках истории
[ ] 26.02.2009, 16:43

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

                          

Мастер-класс

Январь 2008 года.

Учитель Найденова В. И.
 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Возрастает ответственность школы за их интеллектуальное, творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности школьников.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами  к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский  подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности,направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем  и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы,предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

 С 2001 года я занимаюсь исследовательской деятельностью. Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над проектом.

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, поиск информации.
  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
  5. Самостаятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
  7. Презентация (защита) проектов.
  8. Коллективное обсуждение выводы.

Выработали требования к результатам исследовательских проектов.

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Выборы формы проекта определяются его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом педставить на презентации результаты проведённой работы.

Выполненный в любой форме проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год); оглавление; эпиграф; введение; основная часть (главы, разделы, параграфы); заключение; список используемых источников и литературы; приложение.

Сначала это были итоговые творческие работы  учащихся по теме «Человечество на рубеже веков», в которых предлагалось проанализировать главные события века, выдающиеся научные открытия, определить человека века и т.д.  Защита этих исследований была организована в конце учебного года на уроках итогового обобщения. Следующим этапом исследовательской деятельности были экзаменационные рефераты по истории и обществознанию, совершенствуя этот вид работы, на экзаменвционные рефераты стали делать компьютерные презентации. Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. При этом важно иметь четко разработанную долгосрочную программу исследований с учетом устойчивых интересов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

С 2002 года исследовательской работой занимаюсь в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Основанием данной работы является  «Положение о Всероссийском туристско-краеведческом движении «Отечество», в котором предложено 19 программ для исследований. В своей работе я использую следующие программы: Летопись родного края, Земляки, Великая Отечественная война, Война и дети. Были написаны исследовательские работы «Судьба семьи в судьбе страны», «Станица Курская в творчестве местных поэтов», «Время над ними не властно», «Освобождение Курского района от фашистских захватчиков», «Демографический портрет станицы Курской», «Миграционные процессы Курского района в изменившихся геополитических условиях». Последние две темы были очень удачно выбраны т.к. они связаны с изучением национального вопроса, миграции населения и межнациональной толерантности в нашем районе.

С  2004 года я с группой учащихся работаю над темой «Демографический портрет станицы Курской», она очень актуальна для нашего многонационального района и исследование было расчитано на три года: первый год- изучение национального состава населения станицы и учащихся школы; второй год – изучение процесса миграции в станицу; третий год – межнациональная толерантность. В 2005 году работа стала лауреатом районного и краевого слетов туристско-краеведческого движения «Отечество». Ученицу, которая  занималась этим исследованием, пригласили в Москву  на  Всероссийскую олимпиаду по краеведению, где она заняла 4место.

В сентябре 2007года мы приняли участие межрегиональном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию. Интеграция беженцев и других категорий международных мигрантов средствами образования». Имеющийся материал по национальному вопросу и вопросам миграции населения в Курском  районе, мы оформили в проект «Народов дружная семья». Таким образом проект состоял из трех работ: «Демографический портрет станицы Курской», «Миграционные процессы Курского района в изменившихся геополитических условиях» и сценарий школьного праздника «Мы – Россияне».  

   

     Просмотр и комментарии слайдов компьютерной презентации.

 

 

Из просмотренного материала видно, что работа была проделана очень большая, а наградой за наш труд стало приглашение в Москву на финал 2-го межрегионального конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию». Это было для нас приятной неожиданностью. В школе нам завидовали, были такие ребята, которые не верили и приходили ко мне с вопросом: «Это правда, что вы едете в Москву?», некоторые предлагали свои кандидатуры на поездку в Москву. 21 ноября мы узнали о выходе нашего проекта в финал конкурса, а 25 ноября уже уезжали в Москву. Местом нашего пребывания пансионат «Менделеево» в Подмосковье, здесь же проходили основные мероприятия финала конкурса. Первым из них был конкурс «Визитная карточка команд» - это был вечер знакомства друг с другом. Врезультате мы узнали очень много интересного о ребятах, приехавших из разных регионов России. Знакомство закончилось дискотекой и вечерней свечкой. Для преподавателей был проведен круглый стол «Управление проектом» в виде обмена опытом работы по вопросам  формирования межнациональной толерантности.

      Для участников финала конкурса на базе школы-новостройки №2005 города Москвы была проведена молодежная конференция «Миграция в современном мире» по принципу Джеффа.

       Один день нашего пребывания в Москве был организован так, что дети остались в «Менделеево» для них провели учебные тренинги и организация защиты проектов, а преподавателей повезли на экскурсию в лучшие школы Москвы. В школе №604 г. Зеленограда мы познакомились с работой «Школы русского языка».Это школа для детей иностранных мигрантов из всех регионов России и иностранных государств с целью обучения их русскому языку и социокультурной интеграции в московскую поликультурную среду. Организована она была в сентябре 2006 года. Работа строится на овладении учащимися речевой и фонетической практикой, изучении грамматики, информационных технологий. Это школа полного дня, работает с 8 часов. Учебные занятия чередуются 2-х разовым бесплатным питанием. После обеда и прогулки начинается 2-ая половина дня с дополнительными занятиями по учебным предметам. Затем ребята занимаются самоподготовкой. В это же время проходят занятия в Центре Дополнительного образования. Мы присутствовали на уроке в «Школе русского языка» по теме: «Русский язык – первый язык прозвучавший в космосе». В класс 12 человек дети разного возраста( самому старшему 14 лет, а самому младшему 6 лет, трое детей в возрасте 7 лет, четыре ученика в возрасте 6 лет) и разных национальностай. Их родители приехали из Армении, Азербайджана, Дагестана, Молдавии, Таджикистана, Израиля. Этих детей объединяет то, что они не знают русского языка и в течение года учатся читать, писать, говорить по русски, а затем интегрируются в классы общеобразовательной школы. На каждого ребенка языковой портфель, систематически проводятся объследования логопедом.

      В Москве имеются школы с поликультурным направлением образования, в них обучаются дети разных национальностей и они имеют возможность изучать язык, историю, литературу и искусство своего народа. А есть школы с этнокультурным компонентом образования, например, с грузинским компонентом, польским, чеченским, еврейским, японским.

     Мы посетили школу №1247 с этнокультурным литовским компонентом образования. Открыта она была в 1995 году, количество учащихся 20 чел., в настоящее время в ней обучается 250 учеников. На базе этой школы проходила  международная конференция «Билингвальное и этнокультурное образование в современной школе: методы, проблемы, перспективы», которая была посвящена проблеме языкового образования детей мигрантов. Начало билингвальному образованию было положенно в 1988г. , поводом к этому послужила миграция населения связанная с землетрясением в Армении. Конференция была международная, а это значит что перед нами выступали представители ближнего и дальнего зарубежья: из Литвы, Белоруссии, Азербайджана, Болгарии, Чехии, Германии. Почему проблема билингвального  образования привлекла внимание международной общественности? Во – первых,  это миграция населения, насколько она велика свидетельствуют следующие факты: в 2006г. в Берлине набрали четыре первых класса в которых не было ни одного немецкого ребёнка; открыли четыре билингвальных детских сада, их посещают 400 детей. В 2004г. на конференции по билингвальному образованию в Барселоне был сделан вывод, что для работы в Европе и ведения документации необходимо знать три – четыре языка. О проблеме билингвального и этнокультурного образования в современном мире можно говорить много, но опыт работы в данном направлении ограничивается столичными городами, для переферии это мало приемленно так как нет финансирования. Работа по изучению русского языка детьми мигрантами ведется учителями на добровольных началах.

Для себя из этой поездки я взяла на вооружение рекомендации по созданию в школе интерклуба, котрый объединял бы детей разных национальностей и занимался бы пропагандой межнациональной толерантности.         

Категория: история | Добавил: user2008 | Автор: user
Просмотров: 9693 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024